МАДОННЫ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ или Навеяло
В малом зале Боровского МВЦ (картинной галерее) вчера открылась фотовыставка Ольги ГРИШКО «Наследники Аввакума» при поддержке “Центр творческого развития”. И в зале в тот час собралась публика, которая обычно и не пересекается: старообрядцы и фотографы из разных городов. С отличными фотоаппаратами. Думаю, вчера появилось на свет много оригинальных снимков и с выставки, и с боровских улиц. По признанию автора, она представила фото, накопленные с 2015 года. Из нескольких тысяч фотографий отобрано примерно полсотни. Большие и огромные черно-белые картины явили собой рассказ о людях, которые живут рядом с нами, в Боровске. Они ходят по тем же улицам, в те же магазины, их дети ходят в те же школы, но все они посещают только одну церковь – Введения во храм Пресвятой Богородицы. А много ли мы заем о судьбах их предков и об истории раскола? Мало и наши знания поверхностны…
Насколько можно передать цельность и чистоту духа через объектив фотоаппарата и можно ли вообще – на этот вопрос каждый ответит самостоятельно. Но здесь это видно невооруженным глазом, это легко считывается в такой цельной экспозиции. Без сомнения, она стала событием не только для старообрядческого Боровска.
Несомненно, фото без цвета достовернее передаёт и смысл пространства, и качества души. Я выросла в семье фотографа среди журналов «Советское фото», наполненных в основном, черно-белыми снимками. Психологический подтекст старых фотографий, сделанных ФЭДом, удивляет до сих пор. Правда и то, что люди тогда иначе относились к съемке. Никому в голову не приходило вымучивать улыбки, демонстрируя фальшивое настроение. Сейчас каждый человек с телефоном может снимать все, что пожелает. Соцсети переполнены улыбающимися «роботами», в которых правды о «человеках» – на копейку. Можно составить армию из героев, надорвавшихся от искусственных улыбок. Придуманы схемы для съемки портрета, где наставляют: как подать человека красиво. То есть, показать не таким, каким он является на самом деле, а сделать фантом с похожими чертами и выдать за человека, ввести в заблуждение.
И вот перед нами «Наследники…». Ольга смогла сделать прорыв сразу в нескольких направлениях. Первое – снимала общину много лет в реальных обстоятельствах, куда обычно мало кого допускают. Она, светский человек, стала для них своей, поэтому здесь много документальных событий – так, как было. В снимках явственный духовный посыл. Он не спрятан, не замаскирован. Внутренне состояние спокойствия и достоинства – на лицах. Они так чувствуют и, видимо, так живут.
Второе – на фотографиях предстали не просто верующие женщины, а мадонны с младенцами и детьми постарше. С каждой из них можно писать картину. Они словно дверь в незнакомый для нас мир – более строгий, стабильный и молитвенный.
Лица и состояния детей, явно оберегаемых внутри семей от провокаций внешнего мира, – это отдельная глава. Основная составляющая христианской мистики – мистика любви. Дети здесь любимые, благостные…
Снимки, конечно же, сделаны с помощью различных композиционных приемов. Автору удалось показать динамику в статике, мистичность теневых узоров, проявляющих непроявленное, досказывающих то, что немыслимо сказать словами. Светотеневая палитра черно-белого, порождающая волшебство серого, весьма аскетична. А это и есть одна из характеристик реальных наследников Аввакума. У них свои отношения с мирозданием…
Наследников старой веры, Древлеправославной, как они себя называют, более двухсот лет пытались уморить всеми доступными способами. Если в 17-м веке их сжигали тысячами, то в более гуманном веке, в 18-м, Петр Первый повелел брать с них двойной налог, за невыполнение которого назначалась каторга или даже смертная казнь. До 1874 года дети староверов считались незаконнорожденными. А количество верующих в официальных документах сознательно занижалось. И только в 1905 году заменили слово «раскольники» на «старообрядцы», разрешив выйти из полуподполья на свет Божий. Хотя, если быть честными, то раскольником-то следует признать именно патриарха Никона. Который этот раскол и провел, добиваясь унификации с Константинопольской церковью. О нынешних чудачествах Константинопольского Патриарха, расколовшего недавно Украину, все, думаю, помнят…. О святости и даже правдивости говорить не приходится. Знания мои в этой сфере неглубоки, но одно из нововведений Никона – замена крестного хода с Посолонь (по Солнцу) на ход противоположный, возможно, имела глубокий смысл. Это обрядовое мистическое деяние начало работать против законов Космоса и имело, в том числе, страшный для России результат. И, возможно, именно потому, что ревнители старой веры сохранили все так, как было у наших предков до середины семнадцатого века, страна и выжила. Кто это знает и кто исследовал?

Педагог дополнительного образования Гришко О.В.

МАДОННЫ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ или Навеяло